пятница, 13 апреля 2012 г.

Женские бурятские украшения

Женское головное украшение «даруулга». Бурятия, XIX – начало XX в.
Серебро, шелк, коралл, янтарь, лазурит, шитье, ковка, литье, чеканка.

Подвески височные «хийхэ».
Бурятия, начало XX в.
Серебро, коралл, ковка, чеканка.
 

среда, 11 января 2012 г.

Удэгейский орнамент

Широко применялась орнаментация изделий из бересты (посуды, туесков, коробок для хранения одежды и продуктов) удэгейская вышивка очень красива и разнообразна.
Вышивают мастерицы шелком. Вышивке гладью они отдают предпочтение перед аппликацией. Удэгейская техника вышивки – это узкий гладьевой шов, которым зашивается причудливо изогнутый орнамент, вырезанный из рыбьей кожи и подклеенный на «подкрахмаленный» черный сатин или светлую ткань.

Яркие цвета и блеск шелковых ниток на контрастном фоне, а также оформление вышитого узора цветными кантами и полосами, придают готовому изделию особую декоративность.
С особой тщательностью и любовью народные мастера украшали резьбой изделия из бересты. Удэгейская резьба выполнена в стиле национального узора на ткани. Узкий гладьевый шов остается в виде вырезанной светлой полоски бересты. Весь остальной фон окрашивается красным, синим и черным цветами. Кора для удэгейских берестяных вещей берется толстая, и в ней глубоко прорезаются узкие полоски орнамента. Все такие изделия сшиваются сухожильными нитками.
Резьбой украшаются также и берестяные ковры.

К.П.Белобородова. Приамурские узоры.-Л.:Издательство «Художник РСФСР», 1975.

Перекрестки континентов. Культуры коренных народов дальнего Востока и Аляски. Буклет выставки. 1995г.

Сахалинский обл. художественный музей. Декоративно-прикладное искусство народов Дальнего Востока в собрании Сахалинского областного художественного музея. Каталог – Южно-Сахалинск : Сахалинское книжное издательство, 2000
http://www.culturemap.ru/?region=66&subtopic=44&id=167

Якутский традиционный костюм

Основным материалом для изготовления одежды служила шкура домашнего скота и лесного зверя. Одежда богато украшалась, причем декор имел культовое значение и «оберегал» носящего. Верхний мир – мир небожителей олицетворяли круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях.  Вышивка обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю отражала зависимость жизни на земле от нижнего мира. Колер костюма определялся натуральным цветом меха, кожи и замши, а также природными красителями. Оживляющими костюм деталями являлись перфорированная отделка из материалов различной фактуры и вышивка растительных орнаментов.

Принятие православной веры и развитие торговли в конце Х1Х – нач. ХХ в. привело к влиянию русской культуры на якутскую. Появились новые виды одежды: пальто с буфами, платья с широкой оборкой по низу, кушаки, фабричная обувь. Стали доминировать серебряные украшения. Тем не менее костюм по своему художественному образу оставался созвучным костюму предков – тюрков и монголоязычных скотоводов.

вторник, 20 декабря 2011 г.

Тувинские костюмы

Как в облике тувинцев запечатлелись черты разных предков, не только тюрков, но и монголов, китайцев, тибетцев, так и в одежде – традиции многих азиатских народов. С XVII века, когда в Туве утвердился буддизм, одежда стала отражать и символику этой религии. Простая по крою, с яркими чистыми цветами радуги после дождя, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. Каждый элемент здесь – говорящий, хотя современные урянхайцы не всегда помнят, что именно он означает. По костюму можно было «считать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Есть различия между одеждой западных тувинцев – аратов-скотоводов и восточных – охотников и оленеводов.

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс – кур, головной убор – борт, безрукавка – кандаазын, шегедек, хоректээш, короткополая куртка – хурме, брюки – чувур, сапоги – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфта – чулдургууш, поясные подвески – дерги и украшения – каасталга.

«Визитные карточки» – разновидности костюмов ребенка, девушки и юноши, женщины и мужчины отличались целой системой символов и цветов.

читать далее: Тувинский национальный костюм.

пятница, 21 октября 2011 г.

Нанайский женский халат - сикэ

Сикэ - халат женский. 1950-е годы. Хабаровский край, Амурский район. Нанайцы

Такой халат невеста надевала на свадьбу. Халат изготовлен из хлопчатобумажной и шелковой ткани, выполнен в технике лоскутной аппликации, имитирующей рыбную чешую Декорирован вышивкой шелковыми нитями.